В г. Санкт-Петербурге завершился заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по истории, проходивший на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена с 28.03 по 03.04.2014 года.
Краснодарский край представляли 15 знатоков отечественной истории из 11 муниципальных образований: Бахарева Дарья, учащаяся 9 класса МБОУ гимназии № 1 г. Армавира; Бруяка Александр, учащийся 11 класса МБОУ СОШ № 63 г. Краснодара; Воронцов Никита, учащийся 9 класса МАОУ СОШ № 6 г. Геленджика; Грекова Екатерина, учащаяся 9 класса МБОУ СОШ № 9 Абинского района; Дмитриева Елена, учащаяся 11 класса МОБУ СОШ № 9 Новокубанского района; Зимина Александра, учащаяся 11 класса МАОУ СОШ № 9 Белоглинского района; Латушко Никита, учащийся 10 класса МБОУ СОШ № 1 Староминского района; Манукян Армен, учащийся 10 класса МБОУ СОШ № 1 Туапсинского района; Нечаева Алина, учащаяся 8 класса МАОУ СОШ № 9 Белоглинского района; Обухов Николай, учащийся 9 класса МОУ лицея № 95 г. Сочи; Прус Ирина, учащаяся 10 класса МОУ СОШ № 7 Ейского района; Самир Фаим, учащийся 9 класса МБОУ гимназии № 92 г. Краснодара; Ушаков Артём, учащийся 10 класса МБОУ лицея № 64 г. Краснодара; Фомина Элона, учащаяся 9 класса МБОУ СОШ № 9 Крымского района; Христофоров Михаил, учащийся 10 класса МБОУ гимназии № 3 г. Краснодара.
Олимпиада началась 28 марта с торжественного открытия в колонном зале Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, в котором собрались 242 школьника из 50 регионов нашей страны, члены жюри, представители администрации университета им. А.И. Герцена. Ребят приехали поддержать не только их сопровождающие и учителя, но участники Заключительного этапа прошлых лет, а ныне студенты лучших Вузов нашей страны, ведь Олимпиада «Это непередаваемая атмосфера дружбы, товарищества, единства», которая объединяет историков разных поколений.
Несомненно, главной темой заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории 2015 года, наиболее проявившейся в заданиях первого теоретического тура, стала 70-я годовщина победы в Великой отечественной войне. Несмотря на то, что ребята предвидели это и много готовились, задание по 5-минутному отрывку из фильма о параде победы 24 июня 1945 года стало для участников олимпиады неожиданностью. Самым сложным стало задание о русских путешественниках 16-18 вв., в котором юным историкам предстояло не только определить по отрывкам фамилии путешественников, но и сопоставить их с картами экспедиций и датами.
Приятный сюрприз ждал участников заключительного этапа олимпиады на втором туре. В сравнении с прошлым годом было увеличено время проведения тура до 3,5 часов, за которые школьники должны были написать эссе и исследовательский проект.
По мнению авторов исследовательского проекта, «самое важное в профессии историка - анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию». В качестве данных участникам были предложены таблицы и схемы, на основании которых ребятам предстояло написать работу, темой которой было «Рента и крестьянское хозяйство во второй половине 18 века в Центральной России».
Помимо исследовательского проекта школьникам требовалось написать историческое эссе. В процессе подготовки участникам предстояло работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Одно из них необходимо было выбрать в качестве темы сочинения. Целью работы было сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися школьнику наиболее существенными. Эссе является одним из любимых заданий «олимпиадников», поскольку выбирая близкую себе тему, автор может максимально творчески раскрыться и показать свои знания.
На третьем туре, состоявшемся 1 апреля, участникам необходимо было выступить с небольшим научным сообщением перед членами жюри и другими школьниками. Сообщение по одной из предложенных тем должно было быть сделано не только на основе знаний участника, но и по результатам анализа предоставленного источника. Кроме сообщения в третьем туре проводилось обсуждение доклада. Здесь важными характеристиками было умение отвечать на вопросы, понимать суть заданного вопроса, способность найти нужные аргументы и грамотно использовать источник при ответе на вопрос. Также школьники должны были продемонстрировать навыки формулировки собственных вопросов, нацеленных на дополнительное освещение отдельных аспектов темы.
Большое внимание организаторами было уделено культурной части программы: экскурсии по историческому району города Санкт-Петербурга, в ходе которых ребята посетили Исаакиевский собор, Дворцовую площадь, Гостиный двор, Аничков мост, Казанский собор. Кроме этого, гуляя по улицам города, участники олимпиады увидели памятники Петру I («Медный всадник»), Екатерине II., Николаю I, А.С. Пушкину, Ф., и др. Особенно запомнилась ребятам экскурсия в Русский музей императора Александра III, а также посещение 3D-панорамы «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев».
Особая программа была подготовлена не только для участников самой Олимпиады, но и для их педагогов и сопровождающих. 29 марта была проведена лекция доктора исторических наук, профессора Л.И. Бородкина «Дискуссии историков по вопросам социально-экономической истории России». А 30 марта руководители делегаций и волонтеры посетили не только интересную, но и познавательную экскурсию в Президентский физико-математический лицей №239.
3 апреля – в самый волнительный и долгожданный день участники олимпиады узнали, наконец, имена лучших. В соответствии с новым положением, ими стали 45% участников, а именно, 109 школьников, которые были награждены дипломами победителей и призеров.
Зимина Александра Геннадьевна, учащаяся 11 класса МАОУ СОШ № 9 Белоглинского района; Прус Ирина Владимировна, учащаяся 10 класса МБОО СОШ № 7 Ейского района; Христофоров Михаил Сергеевич, учащийся 10 класса МБОУ гимназии № 3 г. Краснодара пополнили копилку медалей сборной школьников Краснодарского края став призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории 2015.
Ушаков Артём Дмитриевич, учащийся 10 класса МБОУ лицея № 64 г. Краснодара продемонстрировал великолепные знания и оказался в числе 19 победителей главной интеллектуальной битвы школьников России по истории.
За 7 дней Ребята с различными характерами, из разных семей, школ, городов успели подружиться и стать одной командой, которую объединяет любовь к истории и общее желание достигнуть успехов.