С 28 марта по 3 апреля в г. Москве прошел заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Эта олимпиада была двадцатой — олимпиадное движение по литературе началось в 1995 году. Все это время олимпиада проводится под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации, и уже четвертый раз подряд состязание организовывает Высшая школа экономики.
В 2007 году олимпиада прошла в Брянске, в 2008 — в Елабуге, в 2009 — в Смоленске, в 2010 — в Орле, в 2011 — в Белгороде. В 2012 и 2013 годах участники жили, отдыхали и выполняли задания олимпиады в ближайшем Подмосковье, в Химках. В 2014 году олимпиада «переехала» в подмосковный санаторий «Вороново».
Со всем уголков России в село Вороново на олимпиаду съехались школьники 9, 10, 11 классов-знатоки литературы. Краснодарский край представляли 8 учащихся:
Нурлиева Алена Владимировна, учащаяся 9 класса МБОУ СОШ № 25 Туапсинского района;
Сокол Дарья Михайловна, учащаяся 9 класса МБОУ лицея № 1 Славянского района;
Волковой Дмитрий Сергеевич, учащийся 10 класса МБОУ СОШ № 5 Белореченского района;
Дедочева Анна Александровна, учащаяся 10 класса МБОУ гимназии № 69 г. Краснодара;
Доценко Вероника Валерьевна, учащаяся 10 класса МБОУ гимназии № 7 Крымского района;
Никоненко Виктория Александровна, учащаяся 10 класса МБОУ СОШ № 4 Кущёвского района;
Каймаразова Алина Каймаразовна, учащаяся 11 класса МБОУ СОШ № 20 Брюховецкого района;
Чернышевская Юлия Александровна, учащаяся 11 класса МБОУ лицея № 48 г. Краснодара.
Олимпиада состоит из трех туров. Раньше первый тур предусматривал комплексный анализ прозаического произведения одного из русских писателей. Второй тур включал в себя сопоставительный анализ стихотворений русских поэтов или комплексный анализ поэтического произведения. Третий тур состоял из нескольких заданий, связанных со знанием текстов классических произведений русской литературы, теорией и историей литературы, культурно-исторической эрудицией, а также написание письменной работы в определенном жанре.
В 2014 году изменился состав жюри олимпиады и Центральной предметно-методической комиссии по литературе, а значит, изменилось и содержание туров. Теперь в первом туре участник выбирает, что анализировать: прозу или поэзию. В этом году 9-классники выбирали между произведением Андрея Степанова «Руководство по наблюдению кучевых облаков» и стихотворением Беллы Ахмадулиной «Игры и шалости», у 10-классников был выбор между Владимиром Набоковым «Пассажир» и Евгением Баратынским «Пироскаф», 11-классники могли проанализировать на выбор произведение Сигизмунда Кржижановского «Рисунок пером» или стихотворение Владимира Щировского «На отлёт лебедей».
Второй тур подразумевает творческое задание, в этом году он включал в себя два творческих задания. Первое — составление электронной филологической библиотеки олимпиадника и написание рецензии к одному из ее материалов. Второе — написание эссе или очерка с опорой на стихотворения, посвященные личности и творчеству Александра Пушкина (9 класс), Михаила Лермонтова (10 класс) и Анны Ахматовой (11 класс). Разбор заданий провели члены жюри Михаил Павловец, Мария Гельфонд и Татьяна Кучина.
Третий тур — устное выступление. У участников есть час на подготовку, а затем 5 минут на речь перед членами жюри. На выбор, как и в прошлом году, предлагалось две темы. В 9 классе - «О чем говорят заглавия книг?» и «С каким литературным героем вам бы хотелось поговорить, поспорить, и о чем?»; в 10 классе — «Город, о котором я узнал (-а) из книг» и цитата Умберто Эко «Входить в роман — все равно, что участвовать в восхождении»; в 11 классе — «Для чего тебе нужна филология?» и «Какой литературный проект ты бы мог предложить своей школе или городу?» Участник, закончивший свою работу раньше, мог начать беседу с членами жюри досрочно. В этом году порядок выступления немного изменился — члены жюри теперь могут задать участнику два дополнительных вопроса, выступление из монолога превращается в диалог.
Во время проведения олимпиады и руководители делегаций не скучали, они смогли повысить свои знания, посетив лекции специалистов ведущих вузов, школ Москвы, России. На всероссийской олимпиаде по литературе прошел круглый стол «Как готовить к сочинению не только школьников, но и учителей». На нем обсудили вопросы, связанные с внедрением в систему ЕГЭ выпускного сочинения по литературе.
Также в рамках олимпиады проводился конкурс чтецов, где участники олимпиады читали стихотворения как собственного сочинения, так и произведения классиков и современных поэтов.
В то время как члены жюри проверяли работы ребят, участники олимпиады смогли насладиться культурной программой: экскурсией по столице России – Москве, экскурсией по государственному музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, спектаклем «Пир хищников» в театральном центре на Страстном, пообщаться с главным редакторам научно-популярного журнала «Кот Шредингера» Григорием Тарасевич. Участникам и руководителям делегаций провели экскурсию по усадьбе Вороново. Им рассказали о богатой истории этой земли, показали, где в свое время останавливались именитые исторические личности и дали ненадолго уйти за кулисы олимпиадного быта.
2 апреля после просмотра работ участниками олимпиады и апелляции состоялось награждение победителей и призёров олимпиады, среди них оказалась и ученица 11 класса МБОУ лицея № 48 г. Краснодара, Чернышевская Юлия, которая стала победителем.
Поздравляем Юлию с победой !!!