Дискуссионная площадка «Система выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи в Краснодарском крае в контексте совершенствования региональных механизмов управления качеством образования» прошла в рамках августовского совещания научно-педагогической общественности.
В ней приняли участие представители министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, краевого Центра развития одаренности, Института развития образования Краснодарского края, представители КубГУ, специалисты управлений образованием всех городов и районов края.
Участники встречи рассказали о целях и задачах на 2021-2022 учебный год в системе работы с интеллектуально одаренными детьми. Как отметила начальник управления общего образования министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Мясищева, в прошлом учебном году выдающиеся способности и таланты были выявлены у 5 тыс. 327 детей.
«Необходимо думать о каждом ребенке, вовлекать детей в дополнительное образование, повышать мотивацию к образовательной деятельности. На сегодняшний день более 53% детей от 5 до 18 лет в крае охвачены дополнительным образованием», — рассказала Елена Мясищева.
Она добавила, что ежегодно в мероприятиях регионального перечня олимпиад принимают участие более 85 тыс. детей. Это 12,4% от общего числа учащихся. В 2020 году ежегодные премии администрации Краснодарского края в размере 20 тыс. рублей получили 70 одаренных школьников. В этом году на эти цели запланировано 5 млн. рублей, премии в размере 50 тыс. рублей получат 100 человек.
Елена Мясищева обратила внимание на важность формирования индивидуального образовательного маршрута для ребят, ставших победителями регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников. Для них особенно важно организовать подготовку к олимпиадам без ущерба для освоения основной школьной программы.
О создании регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи рассказал главный консультант отдела общего образования в управлении образования Минобрнауки Краснодарского края Андрей Колчанов. Региональный центр объединит образовательные программы по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт». Значимая роль в работе организации отводится созданию сети муниципальных центров по работе с одаренными детьми. Сотрудники Регионального центра должны будут пройти обучение в «Сириусе».
«Благодаря взаимодействию Регионального и муниципальных центров мы сможем двигаться к намеченной цели — формированию эффективной системы выявления талантливых детей», — сказал Андрей Колчанов.
Директор краевого Центра развития одаренности Марина Корниенко рассказала о целевых ориентирах в системе работы с интеллектуально одаренными детьми. Она отметила, что талантливые школьники, победители муниципального и регионального этапов олимпиад, могут бесплатно посещать очно-заочные обучающие курсы. В 2020/2021 году в центре прошли обучение 1 тыс. 400 школьников, около 500 детей посетили выездные образовательные мероприятия. С детьми занимались 247 преподавателей кубанских вузов.
В этом году впервые был проведен конкурсный отбор на профильные смены, в том числе на участие в Летнем университете старшеклассников (ЛУНСТ). Группы по 10 предметам уже набраны, открыта дополнительная регистрация на 2 проектных направления — социально-историческое и эколого-биологическое. Кроме того, формируется педагогический отряд.
В 2020/2021 учебном году на базе ЦРО был протестирован новый формат обучения «Интеллектуальные сезоны». Онлайн-курсы, мастер-классы и лекции были доступны для всех желающих. Марина Корниенко добавила, что к участию в проекте приглашаются все заинтересованные педагоги.
По мнению директора ЦРО, выявлять одаренных детей необходимо как можно раньше, с 4 класса. Задача муниципалитетов — привлечь к участию в олимпиадах на школьном этапе 75% обучающихся, обеспечить детям все условия, предоставить компьютеры и другое необходимое оборудование.
Ректор Института развития образования Краснодарского края Татьяна Гайдук рассказала о программе повышения квалификации для педагогов-наставников одаренных детей. Обучение по программе прошли 192 педагога. Она сообщила, что Институт заключил соглашение в Кубанским государственным университетом о подготовке педагогов по работе с талантливыми детьми.
В свою очередь проректор КубГУ Семен Кустов отметил, что университет готов работать как с одаренными детьми, так и содействовать подготовке педагогов. Он выразил обеспокоенность тем, что наблюдается падение интереса абитуриентов к естественным наукам. Государство выделяет все больше бюджетных мест, а конкурс на эти направления небольшой.
В заключение начальник отдела развития образования Тихорецкого района Марина Косова рассказала о том, как выстроена система выявления одаренных детей в муниципалитете. А директор краснодарской «Малой академии» Алексей Оробец сообщил об организации профильных интеллектуальных смен и научно-исследовательских экспедиций, в которых принимали участие одаренные ребята.