Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

МЫ ЗАПУСТИЛИ НОВУЮ ВЕРСИЮ САЙТА - www.crokk.ru



Мы в vk.com/crokrd   Мы в t.me/crokrd
 
 
Главная > Новости > ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЛЕТО. Рубрика "Психология"
 
15.07.2020

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЛЕТО. Рубрика "Психология"

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПАМЯТИ

Способность накапливать и воспроизводить знания, умения и навыки называется памятью. На протяжении многих десятилетий ее исследовали психологи и нейробиологи. Мы собрали несколько экспериментов, которые подтверждают изменчивость воспоминаний и хрупкость кратковременной памяти.

Чем историческая память отличается от исторических знаний?

Человек может знать очень многое про историю, но эти знания абстрактны для него, не слишком его волнуют и не оказывают реального влияния на его жизнь. Человек знает, что Пушкин родился в 1799 году, получает пятерку по литературе, и этим влияние его знания ограничивается.

Историческая память — это те события, которые случились в масштабе страны, целого мира или большой общности, но которые человек воспринимает как свои собственные. Они беспокоят его, определяют его личность, побуждают поступать тем или иным образом в реальной жизни.

Недавно в Соединенных Штатах провели массовое исследование под руководством Элизабет Лофтус. Авторы смотрели, насколько люди готовы принимать ложную информацию о недавних общественно значимых событиях в зависимости от своих политических взглядов. Испытуемых было более пяти тысяч, и части из них показывали настоящие фотографии, а части — переделанные в Photoshop.

Фотографии компрометировали двух президентов Соединенных Штатов — Обамы и Буша-младшего. Обама обнимался с президентом Ирана, что американцам было бы очень неприятно. Буш во время урагана «Катрина» играл в гольф с одним очень известным игроком. Испытуемым давали текст новости, снабженный ложной или истинной фотографией. Смотрели, насколько люди, во-первых, верят в реальность событий на фотографии, во-вторых, насколько эмоционально к ним относятся, в-третьих, республиканцы они или демократы.

Наша память очень пластична и готова меняться под воздействием ситуации здесь и сейчас. Если я республиканец, я хочу, чтобы Обама был плохой. Если демократ — наоборот. Республиканцы оказались более внушаемы. Более 60% демократов и около 70% республиканцев забывали, что речь шла об экспериментальной ситуации. Через некоторое время они верили, что события имели место, и очень эмоционально к ним относились, связывали их с последующими неуспехами президентов.

Историческая память — знания не просто об исторических событиях, но о событиях, которые нас волнуют и становятся частью нашей личности. Пластичность этих воспоминаний может иметь далеко идущие последствия для нашего психологического благополучия и социальных процессов.

На кончике языка или почему мы не можем вспомнить нужное слово?

Феномен «на кончике языка» (англ. Tip-of-the-Tongue) — это такая ситуация, когда вы не можете назвать нужное слово, хотя уверены, что знаете его. Оно «вертится на кончике языка», и если человека начать расспрашивать, то он может многое рассказать об этом слове.

В 1966 году гарвардские психологи Роджер Браун и Дэвид Макнейл опубликовали статью о своем эксперименте. Они зачитывали испытуемым словарные статьи без определяемого слова. Первые две группы ответов, неинтересные для исследования, — это те случаи, когда испытуемые либо сразу называли нужное слово или не знали его совсем. В третьем случае, когда испытуемые, вспоминая, говорили: «Да-да-да, сейчас», Браун и Макнейл задавали дополнительные вопросы.

Например, с какой буквы начинается это слово, сколько в нем слогов, с чем оно рифмуется, является ли оно синонимом такого или такого слова. Поразительным образом люди рассказывали массу дополнительных сведений об этом слове, даже не назвав его.

Выяснилось, что у людей в семантической памяти (памяти «на знания», отвечающей за ответы на вопросы вроде «Что такое гипотенуза?» и «Кто такой Джон Кеннеди?») хранится много связанной информации, помимо звучания слова и связи звучания слова с его значением.

Феномен «на кончике языка» — это проблема нарушения доступа к какой-то информации. Но почему это произошло — вопрос очень непростой.

Психологи не оставляют феномен «на кончике языка» и обращают на него внимание, потому что это модель, на которой можно посмотреть, какие участки сети задействованы для хранения информации, как можно помочь или, наоборот, помешать вспомнить кусочек информации.

О кратковременной памяти

На протяжении многих десятилетий психологи и нейробиологи занимались исследованием памяти. Предметом интереса многих из них являлась кратковременная память. Различать долговременную и кратковременную память стали после проведенных в 1950-х годах исследований, когда была выявлена природа зависимости памяти от мозга.

В 1959 году психологи Ллойд и Маргарет Петерсоны провели исследование кратковременной памяти. Участникам эксперимента зачитывали сочетания из трех букв и просили повторить их через разные интервалы времени. В эти моменты — между прослушиванием букв и их произношением — испытуемые проводили умственную работу: вычитали по три от трехзначного числа. Например, если экспериментатор говорил: «SNK. 487», человек должен был произвести вычисления и ответить: «487, 484, 481». Через несколько секунд участников исследования просили вспомнить буквенное сочетание.

Результаты эксперимента показали, что свойства кратковременной памяти отличаются от свойств долговременной: информацию легко забыть, если лишиться возможности ее проговаривать и отвлечься на другую похожую задачу.

Что такое зрительные образы и ложные воспоминания

Под понятием «зрительная память» обычно понимают все то, что мы можем запомнить в виде зрительного образа, детали которого не всегда можно описать словами. То есть это образ, который сохраняется у нас в памяти, когда нет чего-то, что воздействовало бы на органы чувств, на наши глаза, но тем не менее информация об этом доступна в образной форме.

В качестве примера можно привести следующее: когда вы смотрите на какую-то картинку в течение нескольких секунд, а затем закрываете глаза или эту картинку от вас убирают, но при этом если через какое-то время вас попросить вспомнить, что там было изображено, то вам будет доступна эта информация именно в виде образа — его и называют образом памяти, или мысленным образом.

Но если на картинке изменить небольшую деталь, как вы считаете, обратите ли вы на это внимание с первого раза?

Трансформации зрительных образов могут происходить очень быстро. В свое время были проведены очень любопытные эксперименты, которые часто связываются с экспериментами в области внимания, и они связаны с феноменом слепоты к изменению. Этот феномен довольно широко известен: происходит какое-то изменение, но при этом само изменение визуально скрыто. Если объект изменится, но на него в этот момент не обратили внимания, то это изменение не будет заметно, несмотря на то что сам объект может быть довольно крупным. Таким образом, внимание выступает необходимым условием для обнаружения изменений. При этом на этот феномен можно посмотреть и с точки зрения памяти.

Один из самых ярких экспериментов на эту тему был проведен в 1997 году Дэниелом Саймонсом и Дэниелом Левиным. К пешеходам подходил один из экспериментаторов и просил показать ему дорогу. В это время между ними проносили дверь, и в этот момент экспериментатор менялся местами с одним из «рабочих», и, когда дверь уносили, перед прохожими оказывался другой человек. Половина прохожих не замечала подмены и продолжала объяснять дорогу. При этом в некоторых случаях у экспериментатора была какая-то яркая деталь, а когда он менялся местами с одним из «рабочих», этой детали у него не было, но испытуемые все равно не замечали подмены. При этом по окончании эксперимента, когда у них спрашивали, что они помнят, они указывали яркую деталь.

Таким образом, наша память сохраняет общее воспоминание о сцене и какие-то детали, но эта информация не всегда оказывается достаточной, и, скорее всего, здесь и идет разделение между долговременной и кратковременной памятью. Это называется великой иллюзией сознания, и, возможно, одной из причин этой иллюзии как раз и являются принципы работы долговременной и кратковременной памяти.

 

Материал подготовлен при использовании материалов интернет-журнала "ПостНаука"

 

 
     
2011-2024 г. Все права защищены.
Контакты
 
350000 г. Краснодар, ул. Захарова, 11
+7 (861) 201-51-93 Email:cro.krd@mail.ru

Обращения граждан по вопросам коррупции в образовательном учреждении
Все персональные данные обучающихся публикуются с согласия родителей (законных представителей).
Все персональные данные педагогов, наставников обучающихся публикуются с их согласия.
Политика конфидициальности.
     
Яндекс.Метрика