Память является важнейшей характеристикой всех психических процессов, поскольку, присутствует абсолютно везде: она обеспечивает единство и целостность нашей с вами психики.
Ну а для того, чтобы сложить все составляющие и составить для себя четкую картинку того, как память связана с другими психологическими процессами (вспомните, ранее мы уже говорили с вами об ощущениях и восприятии), давайте вместе с вами разберемся: а какая она, память?
Связь памяти с восприятием прослеживается в выделении образной памяти. Образная память – это естественное запоминание. После однократного прослушивания информации можно запомнить 10% сказанного. Если какой-то текст прочитать 1 раз, то можно запомнить 30% информации. Если одновременно слушать и читать этот текст, то есть шанс запомнить половину содержащейся в нем информации. Если бы у нас с вами была возможность задействовать остальные органы чувств, то после однократного знакомства с текстом смогли бы воспроизвести его практически без потерь. Образная память, в свою очередь, естественно разделяется на отдельные виды: зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную и обонятельную память.
Зрительная память основывается на сохранении в сознании лиц близких людей, рекламных плакатов, достопримечательностей. Из всего многообразия звуков этот слуховая память помогает выбрать важные для запоминания: голос мамы, звук приближающейся машины, мелодию любимой песни. Вкусовые воспоминаний дают возможность сохранять долговременные представления о вкусе лимона, перца, клубники. Благодаря обонятельной памяти, почувствовав запах костра, человек мечтает оказаться в походе. Тактильная память помогает ориентироваться в прикосновениях: нам нравиться гладить кошек, потому что мы помним приятную мягкость их шерсти.
Двигательная память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения тех или иных движений. Моторная память относится к высшим психическим функциям и обусловлена работой нервной системы. В двигательной памяти сохраняется не только механическое воспроизведение движения, но и оптимальная скорость его выполнения, направленность, амплитуда и продолжительность исполнения. Несоблюдение технических характеристик действия может привести к его искажению и низкой результативности деятельности.
Наблюдая, как танцует профессиональная балерина, у девушки возникает желание повторить ее пируэты. Однако она не занимается танцами и понимает, что освоение этого искусства потребует от нее определенных сил, терпения. Серьезной мотивации к занятиям балетом у нее нет, и девушка продолжает наслаждаться танцем балерины. Моторная память нужнее всего нам в бытовой сфере. Потребность в ней возникает с самого раннего детства. Она позволяет освоить гигиенические навыки и самообслуживание, в дальнейшей жизни научиться пользоваться бытовой техникой, различными приспособлениями.
Для эмоциональной памяти характерно запоминание и сохранение пережитых нами различных эмоций и чувств в тех или иных ситуациях. В психологии четко зафиксирован факт, что события, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, запоминаются лучше.
Взаимозависимость памяти и мышления нашла свое выражение в различении смысловой и механической памяти.
Смысловая память состоит в том, что запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части, устанавливается соотношение между частями, совершается обобщение зависимостей и т. д. Связь мышления и памяти проявляется в том, что лучше запоминается то, что понимается.
Однако мы в состоянии запомнить содержание, осмыслить которое он не можем или не хотим. Прибегнув к неоднократному повторению, мы как бы «впечатывает» запоминаемый материал в мозговых структурах. Такая процедура напоминает работу механических устройств, а потому память получила наименование механической. К механической памяти прибегают некоторые школьники, когда не могут логически осмыслить материал.
При необходимости мы может поставить сознательную цель, задачу на запоминание, на удержание нужного содержания для его последующего использования, и приложить волевые усилия для сохранения материала. Такие особенности действий характерны для произвольной памяти: здесь обеспечивается волевая регуляция процессов памяти.
Фиксация впечатлений от окружающего мира без специально на то поставленной индивидом цели реализуется при непроизвольной памяти. Это не означает, что материал запоминается по форме «сплошной записи» или естественным образом, непроизвольно мы запоминаем то, с чем мы активно работаем, что нам интересно и т. п.
Зависимость памяти от потребностей, установок, мотивов и целей субъекта (от его мотивации) проявляется в особенностях кратковременной и долговременной памяти. Кратковременная память обеспечивает оперативное удержание данных на период действия субъекта с этими данными. Длительность сохранения какого-либо материала в кратковременной памяти обусловлена необходимостью удержания промежуточных элементов деятельности, без которых невозможно достижение конечного результата (так, перемножение в уме двузначных чисел предполагает удержание промежуточных результатов умножения).
Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, дни, годы, десятилетия) сохранение материала. Решающее значение для длительного удержания сведений имеет установка наша установка запомнить их надолго, необходимость этих сведений для будущего, их важность в личностном плане.
Итак, память можно найти во всех психологических образованиях. И с этой позиции, изучая различные психологические явления, мы в определенной мере исследуем и память.