Прежде чем начать изучение материала, предлагаю устроиться поудобней (возможно, откинуться на спинку кресла) настроиться на размышления и приготовиться к небольшим (а может и большим) открытиям.
Психология, на мой взгляд (ты, конечно, можешь со мной не согласиться) наука о самом сложном из того, что известно человечеству – психике. Для того, чтобы расставить все точки над «i» и лишить тебя любых сомнений, приведу достаточно простой, но наглядный пример.
Вот родился человек. С начала, прибывая в младенческом возрасте, он не сознает и не помнит себя. Однако, его развитие идет быстрыми темпами. Вот тут следует задуматься, а какие твои самые ранние воспоминания? Вспомнили? Отлично. Давайте рассуждать дальше. В процессе его развития формируются физические и психические способности: наш маленький человек учится ходить, видеть, понимать и говорить. И уже с помощью этих способностей он начинает познавать окружающий его мир.
Постепенно у человечка, да и у нас с тобой, формируется совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я». И вот это выдуманный нами человечек начинает задавать себе такие вопросы, как «Кто Я? Какой Я?» Получается, что те психические и физические способности, которые до этого служили ему средством для освоения окружающего его мира, теперь направлены на изучение самого себя.
Не убедила? Тогда лови еще один пример. Обратимся за помощью к истории и вспомним первобытное общество. В первобытном обществе все силы людей уходили на борьбу за существование и освоение внешнего мира: охотились, добывали огонь, воевали с соседними племенами. Конечно не сразу, но возможности человека начали расширяться: появилась письменность, искусство… И в какой-то момент своего развития человек начинает задавать себе вопросы: какие силы дают мне возможность творить и исследовать окружающий меня мир?
И вот тот самый момент, когда человек начинает задавать себе вопросы и искать на них ответы, можно назвать «рождением» психологического знания. Получается, что мысль, которую человек направлял только на окружающий его мир, теперь направлена на саму себя. То есть с помощью мышления можно исследовать само мышление.
Подводя итог, мы можем сделать вывод, что на протяжении своего развития человек пытается научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями. Согласись, что эта задача, достаточно сложная и неоднозначная. Практически, как освоение космоса. Хотя, знаешь, в связи с последними событиями покорение космоса уже не кажется такой уж невыполнимой задачей.
Давай перейдем к следующему пункту нашей статьи.
Любая наука, например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о формах, и количественных отношениях.
Но иначе дело обстоит с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь и т.д.
Но чем же отличаются житейские знания от научных? Ю. Гиппенрейтер выделяет 5 таких отличий.
Первое: наши свами повседневные (житейские) знания конкретны: они относятся к конкретным ситуациям. Задумайся, как ты решишь один и тот же вопрос, обратившись за помощью или пытаясь достичь своей цели к маме, папе, бабушке. Скорее всего, с каждым из них ты будешь решать вопрос по – разному. Получается, что твои житейские психологические знания конкретны: они распространяются на определенный круг ситуаций и лиц, которые тебя окружают.
Психология же, как наука, стремиться к обобщениям и для этого использует научные понятия. В понятиях отражают конкретные свойства предметов и явлений. К примеру, в физике, благодаря введению «понятия» силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.
Второе отличие: наши знания, как правило, носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: путем проб и ошибок. Научные же знания вполне осознаны: мы делаем предположение (то есть выдвигаем гипотезу) и подвергаем их логической проверке.
Третье отличие: способ передачи знаний. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что они фиксируются в научной литературе, собираются в понятия и законы и передаются с помощью речи и языка (вербальных средств).
Четвертое отличие состоит в методах получения знаний. В повседневной жизни мы можем использовать только наблюдения и размышления, в то время как в научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. То есть, мы самостоятельно создаем необходимые нам условия, для того, чтобы выявить закономерности.
И завершающее, пятое отличие; научная психология обладает уникальным материалом, который накапливается и анализируется в специальных отраслях психологической науке: социальная психология, возрастная психология, зоопсихология и других
В этих областях специалисты не только постоянно расширяют круг задач, но и сталкиваются с новыми неожиданными явлениями. Нам всегда интересно, как работает тот или иной механизм? А психология дает возможность посмотреть на его работу в совершенно разных условиях.
Ну что, мне кажется, что пора завершать на сегодня наши с вами размышления.
В следующей статье мы с тобой определим область наших дальнейших исследований. Поговорим о том, что каждый из нас знает по собственному опыту: память, внимание, ощущение, но в своей повседневной жизни пользуемся этими словами не всегда в том смысле, в котором их используют психологи.
К сведению:
Психология – очень молодая наука, но возникла очень давно, на пересечении философии и естественных наук. Яркое подтверждение данному факту можно найти в сочинение «О душе» Аристотеля (384 год до н. э.-322 год до н. э.), но как отдельное направление науки, «психология» начала формироваться в 1879 века под руководством немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832 - 1920).
Что можно почитать:
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти
Мурашова Е. В. Кривец Н. Экзамен для подростков
Берн Э. Л. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений